Просто о сложном: как работает наш мозг

Трудности обучения: причины

Физиологи утверждают: для мозга не принципиально, что обрабатывать, движение или мысль. Поэтому проблемы ребенка с обучением мы рассматриваем с точки зрения проблемы управления движениями.

Каждое наше движение управляется нервной системой на нескольких уровнях. Для наглядности представим теннисиста. Вот он стоит: колени "подпружинены", рука с ракеткой отведена, корпус развернут - это контроль первого уровня. Когда мяч прилетит - теннисист отобьет его автоматически, не задумываясь над действиями рук, ног и корпуса. Однако, это уже не статика, как поза, а динамика. Это контроль второго уровня, в движении, но на "автомате", по выработанному алгоритму.

А вот отслеживание траектории полета мяча и планирование отскока - это уже пространственная задача, контроль третьего уровня. Затем включается уровень четыре: действия с предметами (ракеткой). И, конечно, без стратегии и тактики (интеллектуальная работа) победа в сете маловероятна.

Помощь в преодолении проблем с обучением: оптимальный путь

Когда в развитии ребенка что-то идет не так, взрослые обычно замечают нарушения только на уровне 5 и "починить" пытаются на том же, пятом, уровне. Нагружают ребенка тестами, подготовками к школе, репетиторами. Чаще всего это равносильно попыткам научить игре в теннис человека, который не умеет не то что ракетку держать - на ногах стоит с большим трудом.

И если ранее прямая зависимость интеллекта от степени сформированности двигательного контроля была лишь гипотезой, то сегодня функциональная диагностика наглядно доказывает, что данное утверждение справедливо.

Важно знать: если создать условия для дозревания базовых функций (1-3 уровень контроля), то в большинстве случаев дальнейшее развитие пойдет совершенно нормально. А вот если эти проблемы вовремя не решить, "шлейф" из них будет серьезно тормозить ребенка в развитии.

Как же быть?

При нарушении высших психических функций в первую очередь восполнить дефицит двигательного развития первых лет жизни. Вернуться к началам сенсомоторного развития. Мы в Happy kids используем весь спектр методов: и телесно-ориентированную терапию, и мозжечковую стимуляцию, и массажи, и занятия на интерактивных тренажерах. Программа составляется клиническим психологом и специалистом по сенсорной интеграции исходя из индивидуальных особенностей маленького пациента. Такую коррекцию можно начинать уже с раннего возраста, если Вы заметили, что ребенок отстаёт от возрастных нормативов развития.

Как долго нужно заниматься?

Нейрофизиологическая коррекция предполагает перестройку мозга, а это быстро произойти не может. Но есть и хорошая новость: процесс не бесконечен. Чтобы научиться работать по-новому, мозгу нужно 40 часов тренировок. А это - два курса по 20 сеансов с перерывом 1-1,5 месяца. Однако, практика показывает, что динамику Вы заметите гораздо быстрее. И еще: чем серьезнее нарушения, тем более продолжительной будет коррекция.